Реклама

 

КИНОКЛУБ: Подними красный фонарь

фильм Подними красный фонарь, реж. Чжан Имоу Кадр из фильма "Подними красный фонарь", реж. Чжан Имоу, 1991 г.У каждого зрителя при просмотре кино возникает своя точка зрения на происходящее, и очевидно, что дело не в кино, а в том, как человек видит образную реальность.

В своей повседневной жизни мы смотрим на мир со своей колокольни, трактуя видимое по привычной для себя схеме.

Нередко реальность кажется неблагоприятной, предопределенной, навязанной внешними обстоятельствами, и ничего с ней нельзя сделать. Но что если изменить точку зрения? Попробовать с другой колокольни посмотреть на туже проблему?

Фильм «Подними красный фонарь» рассказывает историю, происходящую в феодальном Китае 20-х годов XX века. Особенности той эпохи: полигамия, патриархальный уклад семейной жизни, соответствующие законы и правила.

Такие традиции в современном западном мире могут казаться дикими атавизмами, при этом они и сегодня существуют в странах мусульманского мира. И там не торопятся их менять, имея возможность сравнивать с западной традицией. И можно предположить, что иная точка зрения также имеет обоснование, хотя и кажется нам неприемлемой.

В любом случае, человек как существо разумное и социальное, способен находить разные способы существования среди себе подобных, учитывая как внешние так и внутренние обстоятельства. И фильмы наглядно показывают, как это происходит.

Разные точки зрения

На сайте kinopoisk.ru аннотация к фильму «Подними красный фонарь» звучит так: «Трагическая история образованной девушки, ставшей четвёртой женой китайского феодала в 20-е годы, подробно раскрывает коварный механизм и философию тирании, выходящий за рамки чисто китайской традиции».

А на другом сайте тот же фильм представлен так: «Женский коллектив – это ужасно и нет другого фильма, который сумел бы сказать об этом так прямолинейно и красочно».

Одна и та же история трактуется зрителями по разному. Один увидел тиранию, другой — отношения внутри женской группы. Это разные точки зрения и они порождают разные выводы и следствия.

Заявляя о тирании зритель «назначает» ее причиной, обуславливающей весь ход картины. В такой логике героини фильма обретают ореол случайных и невинных жертв обстоятельств. Им не повезло со временем, местом, традициями. Но выбора нет, виноваты во всем социальные условия.

Единственный выход — это изменение системы. Теми или иными способами. Сам человек рассматривается лишь как винтик, он подчинен провидению, игре случая.

Вторая точка зрения в центр истории ставит саму группу женщин и отношения между ними. В этой логике героини фильма уже не винтики, а люди, способные управлять своим поведением, а значит они и определяют то, что в группе происходит.

Тогда возникает вопрос, почему имея свободу выбора, разум, и вероятно стремление к лучшему, каждая из героинь выбирает стратегию не объявленной войны по отношению к другим женщинам.

Никто не стремиться получить власть ради свободы, ради установления лучших порядков, ради конкретной пользы. Движущей силой является ненависть — желание унизить, подставить, сделать больно. И следствием этого становятся смерть, сумасшествие, то есть явно не то, к чему следовало бы стремиться.

Точка зрения и причинность

Откуда берется эта ненависть? Не появляется же она сама собою. Это реакция на то, как человек видит факты, других людей, обстоятельства. Если весь мир выглядит враждебно, то человек и реагирует соответствующим образом. В свою очередь мир отвечает взаимностью. И вот война уже в полном разгаре. Но спровоцировала ее не реальность, а лишь точка зрения человека.

То, как мы оцениваем обстоятельства — это по большей части привычка, социальный конструкт, результат воспитания, «детский способ смотреть на вещи». Иного способа человек не знает, и более того, он абсолютно уверен, что этот способ единственно правильный и объективный.

И выйти из этого замкнутого круга можно лишь сменив точку зрения, пересмотрев ценности, испробовав другие способы поведения. Но прежде требуется осознать само существование проблемы. Фильм и помогает это сделать.

Когда в финале кинокартины одна героиня погибает, а другая теряет рассудок, то поневоле задумываешься, как перестать наступать на эти грабли. Человек может измениться, но только если захочет.


«Согласно логике здорового эгоизма, нет никакого смысла в том, чтобы человек со всем участием и страстью действовал во вред себе. […] Несмотря на то, что внешне четыре женщины вынуждены подчиняться определенной власти, рабство, в котором они живут, представляет собой лишь внутреннюю западню, но никак не социальную». (Антонио Менегетти, «Онтопсихологическая синемалогия»).

Фильм «Подними красный фонарь» (Зажги красный фонарь, Dahong Denglong Gaogao Gua)
Режиссер: Чжан Имоу (Герой, Цветы войны, Дом летающих кинжалов, Под ветвями боярышника)
Производство: Китай, Гонконг, Тайвань , 1991 г.
Слоган: «China, 1920. One master, four wives»

В ролях: Гун Ли, Хэ Цайфэй, Цуйфэнь Као, Цзину Ма, Ци Чжао, Линь Кун
Призы: «Серебряный лев» (Венецианский кинофестиваль, 1991 год), Лучший фильм на иностранном языке (Британская академия, 1993 год).


Онтопсихологическая синемалогия Антонио Менегетти книга

 

 

 

Синемалогию по фильму «Подними красный фонарь» вы можете прочитать в книге Антонио Менегетти «Онтопсихологическая синемалогия» (Изд-во «Онтопсихология»), включающей разбор более 70 кинокартин таких известных режиссеров как Антониони, Бергман, Бунюэль, Куросава, Феллини, Тарковский и многих других.


 

Предыдущие КИНОКЛУБЫ:

 

От редакторов

Поколение Y и ремесленная экономика

Как ценности общества отражаются на экономике? Как угадать, куда движется потребительский рынок?
Экономика и бизнес
Denis Pikunov

Июнь. Санкт-Петербург. Праздник онтоарт

Успешное действие, как и искусство, берет свое начало в интуиции ...
Искусство
FOIL

Игры со свободой, или почему глупо дразнить злую собаку

События во Франции: толерантность или безответственность?
Общество
FOIL

Курс доллара как вызов для лидера

Курс доллара и экономика: где причина, а где следствие?
Экономика и бизнес
Denis Pikunov
Подними красный фонарь, фильм реж. Чжан Имоу, рецензия

КИНОКЛУБ: Подними красный фонарь

Как точка зрения человека программирует его поведение, подчас заставляя его играть против самого себя.
Киноклуб
FOIL

Идеология и политика: уроки Поднебесной

Как информация управляет обществом и, в конечном счете, устанавливает власть в области экономики.
Общество
ФОИЛ

Внутреннее лидерство. Из книг Антонио Менегетти

«Быть лидером нелегко, но возможно. Что означает "быть лидером"?»
Лидерство