Реклама

 

Открытие выставки ОнтоАрт в Национальной галерее Умбрии

22 октября в Перуджи, в Национальной галерее Умбрии (Galleria Nazionale dell'Umbria) в зале Podiani (Sala Podiani), который впервые принимает художника нашего времени, состоялась конференция «ОнтоАрт: 30 лет», явившаяся одновременно и открытием художественной выставки основателя школы OntoArte – Антонио  Менегетти в стенах Национальной галереи.

Мероприятие, прошедшее под патронажем Министерства по культурному наследию региона Умбрии, провинции Перуджи, коммуны Ассизи, коммуны Рима и т.д. собрало более 300 участников, среди которых были международные деятели культуры из Италии и России, представители коммун Перуджи, Ассизи, Деруты, Маджоне, Рима, президенты различных ассоциаций, в том числе г-жа Франка ди Фуриа (Franca di Furia – президент Международной Академии современного искусства).

В первой части мероприятия прошла конференция, на которой выступали г-жа Федерика Дзалабра (Federica Zalabra), г-жа Виттория Гарибальди – директор Национальной галереи Умбрии, благодаря которой и состоялось данное событие, г-жа Татьяна Хоритонова (искусствовед и ведущий психолог Государственного Эрмитажа), а также г-жа Франка ди Фуриа и сам Антонио Менегетти.

Каждый из ораторов провел анализ положения дел в мире современного искусства. Все выступающие сошлись во мнении о существовании определенного кризиса и необходимости выхода из него, но ключевым вопросом остается – «По какому пути должно пойти современное искусство? О чем оно должно повествовать?». Речь также шла и о личности художника как главного действующего лица в мире искусства.

di Perugia...

Выбор Перуджи в качестве места для проведения такой выставки не случаен. Именно Перуджи стал первым городом, где 30 лет назад, в 1981 году в Крепости Rocca Paolina, Менегетти вместе с учениками школы OntoArte провели первую художественную выставку данного художественного направления. Одновременно с этим именно Перуджа дала миру таких Великих мастеров Эпохи как Пьетро Перуджино и Рафаэль Санти. А Национальная галерея Умбрии была неоднократно удостоена чести выставок международного значения, посвященных Пьеро делла Франческа, Беато Анджелико, Беноццо Гоццоли, Перуджино и Пинториккио (Pintoricchio).

На экспозиции, разместившейся на третьем этаже Palazzo dei Priori, собрано порядка 50 абсолютных шедевров Антонио Менегетти, написанных им начиная с 1963 года, среди которых редкие произведения, написанные еще в классической, итальянской технике – “Piccolo Cristo”, “Madonnina blu” и др.

Первоначально планировалось, что выставка закроет свои двери 15 декабря 2011, однако ввиду неугасаемого интереса посетителей было решено продлить работу выставки до 7 января 2012 года.

il Giornale dell'Umbria...

Вот что по этому поводу написала главная газета Умбрии. Автор: Франческо Кастеллини (Francesco Castellini)

В прекраснейшем Зале Подиани Дворца Приоров в Перуджи до воскресенья, 8 января, можно совершить фантастическое путешествие в ОнтоАрт маэстро Антонио Менегетти.

Волшебный путь пролегает между картин, драгоценностей, скульптур, которые правильнее было бы определить как «живые предметы», поскольку они способны привести зрителя к необыкновенному результату – раскрытию души, то есть той в высшей степени аутентичной и божественной сущности, благодаря которой человек становится бессмертным.

Это само по себе уникальное событие связано также с празднованием 30-летия первой выставки ОнтоАрт, которая состоялась в 1981 году здесь же, в Перуджи, в Музейном центре «Rocca Paolina». В этой связи отчетливо вспоминаются слова президента Международной Ассоциации современного искусства Франческо де Бенедетта о произведениях ОнтоАрта: «Рассматривая картины Менегетти, ты словно оказываешься в открытом пространстве бесконечности и времени, где два измерения – пространство и время – сливаются и дают жизнь художественному выражению. Именно поэтому ОнтоАрт следует рассматривать как философское течение в рамках живого искусства».

Креативность, но также мышление, вера, тайна – много сложных ощущений и ключей прочтения есть у работ, которые, все до единой, обращены к «сущности», к той уникальной части нас, которая в большинстве случаев остается недостижимой. В попытке «остановить мгновение», чтобы чуть больше понять суть и «дух», делающие картины живыми организмами, мы задали несколько вопросов их создателю, Антонио Менегетти, всемирно известному художнику и ученому.

Итак, Профессор, начнем с современного подхода к искусству, которое зачастую рассматривают как элемент разрыва, как средство критики в адрес законно установленной власти.

«Я согласен с утверждением Пьетро Манцони о том, что искусство часто становится инструментом борьбы с действующим строем. За таким определением просматривается индивидуализм, который дискредитирует личность, ценности… Согласен. При этом не всегда обязательно и полезно, образно говоря, «ощипывать редкого сладкого павлина искусства». Ведь искусство можно также рассматривать как внутреннее измерение человека, которое задаёт основание его достоинству и всем ценностям».

И все же, вокруг полно невежественных и претенциозных «вещей». Даже кажется, что многие только и делают, что пользуются этой путаницей. Вы же в своем творчестве ищите некую точку, гармонию.

«Мне интересна эмоция эстетики, эмоция жизни. Мне любопытно наличие того потустороннего, которое определяет человека, придает ему значимость. Я ухожу от искусства как свидетельства существования человеческого существа. Искусство можно рассматривать в качестве точки прибытия, но оно также является измерением, где ты встречаешься с гением, божественным, креативностью…».

Несомненно, что художник должен выступать в роли посредника, пророка чего-то потустороннего… к тому же, его поиски нацелены на то, что находится на границе между человеком и Богом.

«Да, если под словом «бог» мы подразумеваем живую метафору, которая есть внутри нас».

Ваш поиск продолжается постоянно?

«Да, поскольку он прекрасен …».

Не утомляет?

«Трудно было в начале. Но стремление к реализации неистребимо, возможно, оно даже сильнее нас. Я обращаюсь к традиционному пониманию души, к маленькому человеку, который обретает конкретность в том, что его притягивает. Я размышляю о Пармениде и его изречении «Бытие есть, оно не может не быть». Все есть в этой страсти, которая не застывает окончательно в какой-то форме, но остается живой и открытой».

Такая трактовка искусства отсылает нас к понятию Святого Духа, к состоянию благодати, к смыслу осуществляющейся трансцендентности, к свободе и легкости полета, который уносит все выше и выше. Неужели человек и впрямь может сравниться с Богом?

«Есть моменты, когда человек обретает конкретность в бытии как божественная культура. Это внутренний опыт, состояние присутствия, направленность к единству благодати, жизни. Это мгновения сопричастности».

Насколько значимо искусство жизни, то есть умение проживать свою жизнь в гармонии?

«Важно добровольное решение вести такую жизнь, которая была бы обратима с логикой природы. Ведь природа, взятая во всей своей глобальности, является для нас первым учителем любой морали. Эмоции, инстинкты. Необходимо стремиться к поддержанию своего внутреннего порядка, только тогда жизнь станет учителем и наведет на откровения, приближающие к божественному».

Ваша работа сопряжена не только с великим поиском, но, отчасти, и с нарушением.

«Общественный строй, при всей его необходимости, действует против жизни. Он создан для массы. Его следует сломать, но это должна быть не профанация, а потребность преодоления, дарующая вхождение в высшее измерение».

Но это доступно лишь немногим.

«Жизнь выбирает некоторых людей и заставляет идти впереди, быть провидением для всех остальных, даже если их не всегда понимают. Сократ, основатель концептуальности, был приговорен к смерти, как социально опасный элемент. Однако Сократ бессмертен, он жив до сих пор. Некоторые обязаны свидетельствовать о реальности жизни как таковой.

Каковы Ваши планы на будущее?

«Выступать в роли великого предпринимателя в области искусства и культуры. Культуры с точки зрения онтологической связи. Обосновать человека как вознамеренное бытие. Как обращение к вечному Гуманизму, первыми учителями которого в XV-XVI веках стали итальянские мастера. Я также буду обучать молодежь, стремящуюся к социальному лидерству, пробуждать новых художников, политиков, преподавателей, поскольку убежден, что каждый человек, отталкиваясь от собственной внутренней новизны, моделирует общество».

Вы снискали мощное признание в других странах и с особым вниманием всматриваетесь в восточные страны, словно именно оттуда должен пролиться новый свет. Что же стоит за Вашим выбором?

«Европа утратила первенство. И это не только вопрос экономики. Она словно потеряла первенство духа. Все мы стали рабами американской культуры, догматичной веры, сделавшей нас невежественными. Она использовала не столько оружие, сколько кинематограф. Рабы бога под названием доллар. Я убежден, что в великих странах на Востоке все еще живы складывавшиеся тысячелетиями вечные ценности земного Гуманизма».

Почему некоторые ценности для Вас столь значимы и являются ориентиром в действии, способе мышления, творчестве?

«Потому что думаю, что мы не сможем жить без эмоции, спонтанности, которые есть страсть, пыл. Без того состояния, в котором субъект себя выражает, в которое вкладывается, и в котором наблюдается и допускается также наличие ошибки. Когда я впервые приехал в Москву по приглашению Академии Наук, до перестройки было еще далеко. Это были времена внешнего насилия, но дух был жив, это были удивительные люди. Совсем недавно настоятель одного из крупных монастырей сказал мне: «Действительно, в те времена у нас не было внешней свободы, но были идеалы. Но с приходом в наш быт американской культуры мы утратили и их». Сегодня в большинстве восточных стран, включая Китай, живет интересная часть человечества: она современна, активна, любознательна. В то время как зависимые от американской культуры страны роботизированы».

Итак, Вы утверждаете важность человечества.

«Это фундаментальная ценность. Без нее нет проектов. В человечестве прописан закон универсума».

Как это отразится в Вашем художественном творчестве?

«Я всегда думаю и действую, не упуская из вида человека. Я люблю человека, даже когда тот зол и невежествен. Я многого натерпелся, но не могу не любить его. Говорят, что Бог воплотился из-за любви к людям. Христос, Конфуций, Будда, Магомет. Каждый их этих четырех великих по-своему жил, боролся, любил… человека. Все они были очарованы им. Возможно потому, что именно в человеке сохранилась высшая сущность. Искусство – это тот инструмент, который способен помочь раскрыть ее, найти крайнюю точку, в которой человек сосуществует в благодати, точку, в которой сам Бог являет себя единым в каждом из нас».

От редакторов

Поколение Y и ремесленная экономика

Как ценности общества отражаются на экономике? Как угадать, куда движется потребительский рынок?
Экономика и бизнес
Denis Pikunov

Июнь. Санкт-Петербург. Праздник онтоарт

Успешное действие, как и искусство, берет свое начало в интуиции ...
Искусство
FOIL

Игры со свободой, или почему глупо дразнить злую собаку

События во Франции: толерантность или безответственность?
Общество
FOIL

Курс доллара как вызов для лидера

Курс доллара и экономика: где причина, а где следствие?
Экономика и бизнес
Denis Pikunov
Подними красный фонарь, фильм реж. Чжан Имоу, рецензия

КИНОКЛУБ: Подними красный фонарь

Как точка зрения человека программирует его поведение, подчас заставляя его играть против самого себя.
Киноклуб
FOIL

Идеология и политика: уроки Поднебесной

Как информация управляет обществом и, в конечном счете, устанавливает власть в области экономики.
Общество
ФОИЛ

Внутреннее лидерство. Из книг Антонио Менегетти

«Быть лидером нелегко, но возможно. Что означает "быть лидером"?»
Лидерство