Реклама

 

Научная конференция в Доме Ученых: "Искусство как замысел жизни"

27 мая 2011 г. в Доме Ученых прошла конференция «Искусство как замысел жизни», посвященная сущности и предназначению искусства, речь шла об ОнтоАрт как о принципе "управления прекрасным в онтологической связи, в онтологическом посредничестве".

Символично, что конференция прошла в здании бывшего дворца Великого князя Владимира Александровича (сына императора Александра II), который был знатоком и ценителем живописи, возглавлял Императорскую Академию художеств, в его дворце хранились картины И. Е. Репина, В. И. Сурикова, Н. И. Крамского, Ф. А. Васильева, К. Е. Маковского, И. К. Айвазовского и других русских художников.

Величественен и дворец князя на Дворцовой набережной, его фасад выполнен в духе венецианского палаццо, что соответствовало архитектурным традициям Санкт-Петербурга. Об этих традициях и исторических параллелях говорила на конференции Людмила Вербицкая, президент Санкт-Петербургского государственного университета. Символично, что конференция прошла 27 мая в день основания Санкт-Петербурга, рожденного благодаря замыслу Петра I. "Особое очарование и стройность города, особое изящество линий зданий – это заслуга архитекторов-итальянцев", которых Петр пригласил строить новую столицу Российской империи. Благодаря воле Петра I появился и первый в России университет, где 7 лет назад, открылась первая в мире кафедра онтопсихологии.

Почти 7 лет ректором университета был Михаил Васильевич Ломоносов, физик, химик и математик, специалист по минералогии, великий лингвист и мастер в производстве цветного стекла и мозайки. "И думая о Ломоносове, я провожу параллели с профессором Менегетти. Он великий психолог, и художник, удивительный композитор и музыкант и необыкновенный дизайнер", — говорила Людмила Вербицкая. — "И появление 7 лет назад кафедры онтопсихологии особенно важно для университета, так как онтопсихология — это в первую очередь внимание к личности человека".

Именно с человека начинается и разговор об искусстве, который не имел бы смысла и значения, если бы исчезла потребность в искусстве, если бы не было сегодня запроса на искусство со стороны человека. И этот запрос есть. Особенно от людей молодых, которые ищут в искусстве ответы на жизненно-важные вопросы. Об этом говорила на конференции Ольга Даниленко, доктор культурологии, профессор кафедры общей психологии факультета психологии СПбГУ. Ссылаясь на результаты исследований факультета, она рассказала, что современные молодые люди обращаются к искусству в поисках ответа на самые важные вопросы, в том числе вопросы о смысле жизни. Искусство также и источник информации, который позволяет лучше понять окружающий мир,  разнообразие его проявлений, а также место в нем человека. Здесь возникает и педагогическая функция искусства, которое обладает способностью создавать модели поведения. И это естественным образом порождает вопрос об ответственности художника. Не менее важно и то, что искусство позволяет человеку пережить различные эмоциональные состояния, а также эстетическая функция искусства. И тем важнее и ответственнее роль искусства особенно сегодня, когда человек обрел куда больше свободы, чем в прошлом, и в первую очередь перед молодыми людьми встает этот вопрос: как свободой распорядиться?

Но к сожалению, этот духовный спрос так и не удовлетворен предложением со стороны тех, кто пытается творить искусство. Причины этого противоречия приоткрыла в своем выступлении Марина Чекмарева, представив ретроспективный анализ развития современного искусства за прошлый век. Она показала, что тот выбор, который был сделан художниками на заре XX века, по историческим, но также и по субъективным причинам, привел лишь к кризису, к тому состоянию, которое сегодня вновь можно охарактеризовать как "разброд и шатания" среди художников (см. врезку).

Исторические и социологические причины  кризиса современного искусства обнажил профессор Менегетти. Искусство элитарно в силу самого акта своего творения, который эксклюзивен и бесценен, так как воплощает в материи метафизическое, вечное. Оно всегда привлекало сильных мира сего, поддерживалось, передавалось и фильтровалось "социальной олигархией" — королями, царями, императорами, которые использовали искусство "во имя своего прославления, но также и во имя того прекрасного, что было над ними", тем самым пытаясь символизировать себя с подобием Бога. Социальная олигархия создает, возвышает и передает посредством искусства "приматы человеческого духа". Но после французской революции, которая привела к разрушению монархий, начинается и разрушение искусства. И было разрушено то, что считалось "языком могучих мира".

"Чтобы заниматься искусством, необходимо быть свободными от любых проявлений материальности плоти", — говорил Маэстро Менегетти, и в качестве примера привел работы Антонио Канова, которые участники конференции могли видеть чуть раньше, во время лекции в Эрмитаже. Когда куски мрамора, с которыми работает скульптор полностью в его власти, "материя устранена, вес аннулирован, тело аннулировано, все преображается,  метаболизируется, переходит в метафизическую формализацию света". Это порядок света, веяние духа, который становится причиной и возвышает, тем самым подтверждается и утверждается трансцендентное происхождение (начало) искусства.
"ОнтоАрт означает управление прекрасным в онтологической связи, в онтологическом посредничестве. Бытие должно рождаться, должно появляться через воплощение, которое художник осуществляет в материальность средств и техники выражения, которые он использует и задействует".

Новый блог "Философия лидерства"

Продолжение историй журнала Foil Blog Magazine читайте в нашей групппе "Философия лидерства" Вконтакте.
Сообщение

Поколение Y и ремесленная экономика

Как ценности общества отражаются на экономике? Как угадать, куда движется потребительский рынок?
Экономика и бизнес
Denis Pikunov

Июнь. Санкт-Петербург. Праздник онтоарт

Успешное действие, как и искусство, берет свое начало в интуиции ...
Искусство
FOIL

Игры со свободой, или почему глупо дразнить злую собаку

События во Франции: толерантность или безответственность?
Общество
FOIL

Курс доллара как вызов для лидера

Курс доллара и экономика: где причина, а где следствие?
Экономика и бизнес
Denis Pikunov
Подними красный фонарь, фильм реж. Чжан Имоу, рецензия

КИНОКЛУБ: Подними красный фонарь

Как точка зрения человека программирует его поведение, подчас заставляя его играть против самого себя.
Киноклуб
FOIL

Идеология и политика: уроки Поднебесной

Как информация управляет обществом и, в конечном счете, устанавливает власть в области экономики.
Общество
ФОИЛ